МКОУ "Красноуральская средняя общеобразовательная школа"
село Красный Уралец
  • Образовательные стандарты и требования

    Федеральные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования

    Минпросвещения России утвердило федеральные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования (приказ Минпросвещения России от 16 ноября 2022 г. № 992, приказ Минпросвещения России от 16 ноября 2022 г. № 993, приказ Минпросвещения России от 23 ноября 2022 г. № 1014). Каждая из программ, помимо общих положений, предусматривает три раздела:  целевой, содержательный, организационный.

    В целевом разделе дается общая характеристика федеральной образовательной программе, определяются цели ее реализации, прописываются планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы, а также закрепляются способы определения достижения этих целей и результатов. 

    Содержательный раздел включает программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:

    федеральные рабочие программы учебных предметов – обеспечивают достижение планируемых результатов освоения образовательной программы и разработаны на основе требований ФГОС к результатам освоения программы;
    программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся – определяет взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, а также характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
    федеральную рабочую программу воспитания – направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей (к ним, в частности, относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, приоритет духовного над материальным, милосердие, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение, единство народов России), а также на развитие личности обучающихся и физическое воспитание.
    В последнем разделе определяются общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы. В него включаются федеральный учебный план, федеральный план внеурочной деятельности, федеральный календарный учебный график и федеральный календарный план воспитательной работы.

    Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим госаккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования должны будут с 1 января 2023 года разрабатывать образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами (подп. "б" п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ). А действующие основные общеобразовательные программы должны быть приведены в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами до 1 сентября 2023 года (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ).

    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

    Минпросвещением утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Принимать детей на обучение в соответствии с ними можно уже с 16.07.2021. Однако, в наступающем учебном году образовательные организации вправе осуществлять обучение по новым ФГОС обучающихся, которые осваивали программы в соответствии с предыдущими ФГОС, только с письменного согласия родителей (законных представителей).

    В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения программы.

    Требования к пояснительной записке стали едиными. Теперь на уровне НОО не надо указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. А на уровне ООО придется добавить общую характеристику программы.

    Требования к структуре рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности стали одинаковыми.

    Разрешили уменьшить срок освоения программы, если вводится ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану.

    Изменения во ФГОС НОО:

    Изменили объем часов аудиторной нагрузки: увеличили минимальный порог и уменьшили верхнюю границу. 

    Границы аудиторной нагрузки

    Новый ФГОС НОО

    Минимум

    2954

    Максимум

    3190

    Уменьшили объем внеурочной деятельности. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции 11 декабря 2020 г.)

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

    Изменения во ФГОС ООО:

    Закрепили, что адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него включили вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если школа увеличивает срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018.

    Скорректировали набор предметов в предметных областях, чтобы не было сложностей при выставлении итоговых отметок в аттестат. Так, в области «Математика и информатика» остались только математика и информатика, в рамках математики необходимо предусмотреть учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».

    «История России» и «Всеобщая история» также стали учебными курсами в рамках предмета «История».

    Предметная область ОДНКНР должна включать учебные курсы или модули, перечень которых школа определяет самостоятельно. Родители выбирают из этого перечня по аналогии с ОРКСЭ.

    Теперь изучение родного и второго иностранного языков можно организовать, если для этого есть условия в школе. При этом также надо получить заявления родителей.

    Уменьшили максимум и минимум аудиторных часов. 

    Границы аудиторной нагрузки

    Новый ФГОС ООО

    Минимум

    5058

    Максимум

    5549

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции 11 декабря 2020 г.)

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

    Информация для родителей и обучающихся по введению ФГОС СОО

    Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"C 1 сентября 2020 года в школе в 10 классах вводится федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N413Â "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (С изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.)

    Что такое Федеральный государственный стандарт среднего общего образования?

    Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования.

    С официальным приказом о введении в действие ФГОС СОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России, а также на сайте школы.

    Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

    Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.

    Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

    Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий - это отличие в структуре.

    ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.

    Особенностьнового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Теперь заключается трехсторонний договор между учащимися, их родителями и образовательным учреждением, где прописаны права и обязанности каждой стороны.

    Какова структура учебного плана?

    Учебный план включает три элемента:

    - учебные предметы (обязательные, элективные, дополнительные).

    - курсы по выбору (элективные, факультативные).

    - индивидуальный проект.

    Сколько предметов будет содержать учебный план?

    В учебном плане предусмотрено изучение 9(10) учебных предметов. Причем, не менее одного учебного предмета из каждой предметной области.

    3(4) предмета учащийся выбирает для изучения на углубленном уровне.

    Учебный план включает выполнение индивидуального проекта и курсы по выбору.

    Учебный план предусматривает максимальную нагрузку в неделю не более 34 часов.

    Какие предметы будут обязательными для изучения?

    Обязательные предметы: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «ОБЖ».

    Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

    Обучающимся предоставляются академические права на:

    - выборфакультативных(необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

    Исходя из запроса учащихся, кадровых и материальных возможностей, данная школа предлагает в 2020 году в 10 классе универсальное обучение по основным предметам на базовом уровне и углубленное изучение в элективной или факультативной форме английского языка, экономики и права, обществознания, математики, информатики, биологии, химии, русского языка.

    Что такое индивидуальный проект?

    Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.

    Требования к результатам индивидуального проекта:

    Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

    - сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской, проектной
    деятельности, критического мышления способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

    - сформированность навыков самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач;

    - способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы,

    отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации
    результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

    Информационно-разъяснительное письмо
    об основных изменениях, внесенных в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
    и организации работы по его введению >>>

    Приказом   Министерства   просвещения   Российской   Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  17  мая  2012  г.  №  413»  (зарегистрирован  Минюстом  России 12  сентября  2022  г.,  регистрационный  №  70034)  внесены  изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее соответственно – ФГОС, обновленный ФГОС СОО).
    Целью информационно-разъяснительного письма является рассмотрение основных изменений, внесенных в обновленный ФГОС СОО, особенностей организации образовательной деятельности при его реализации и перспектив их учета при организации образовательного процесса.

    Принцип преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования

    При внесении изменений во ФГОС СОО реализовывался принцип единства образовательного пространства1 и преемственности со ФГОС начального общего и основного общего образования2, выраженный в том числе в детализированных требованиях к личностным, метапредметным и предметным результатам.
    Уточненные формулировки позволяют привести в соответствие образовательным программам содержание учебников и контрольно-измерительных

    Определение количества/списка изучаемых учебных предметов

    В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения.
    В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Второй иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература» может быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий.
    Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования в том числе по предметам естественнонаучного и социально-гуманитарного цикла (физика,  химия,  биология,  обществознание,  география),  изучение  которых в соответствии с предыдущей редакцией ФГОС СОО осуществлялось по выбору обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
    Сохранение на уровне среднего общего образования обязательного изучения русского языка на одном (базовом) уровне для всех профилей, предусмотренных ФГОС СОО, связано с тем, что русский язык – государственный язык Российской Федерации. Экзамен по русскому языку обязателен для всех обучающихся, владение современным литературным языком, навыками работы с различной текстовой информацией необходимы каждому выпускнику образовательной организации независимо от профиля обучения.
    Важным изменением является включение изучения некоторых учебных предметов на углубленном уровне на уровне среднего общего образования, в том числе одного из самых выбираемых предметов для прохождения ГИА в 11 классе 

    –   обществознания.   В   этой   связи   для   усиления   правоведческой и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов как «Право» и «Экономика» интегрировано в предмет «Обществознание» базового и углубленного уровня.
    Содержание учебного предмета «Астрономия» вошло в полном объеме в содержание учебного предмета «Физика», также сохранены и требования к предметным результатам. Содержание учебных предметов «Естествознание» и «Экология» сквозной содержательной линией включено в такие учебные предметы как «Биология», «Химия», «Физика», усиливая содержание этих предметов.
    Содержание учебного предмета «Россия в мире» вошло в учебные предметы
    «История» и «Обществознание».
    В  связи  с  тем,  что  такие  предметы  как  «Право»,  «Экономика»,
    «Естествознание», «Россия в мире», «Экология» изучались по выбору обучающихся, образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных предметов, не являлись предметом оценки в рамках ГИА и иных оценочных процедур. Освоение обучающимися образовательных программ по названным учебным предметам не проверялось. В настоящее время благодаря утверждению обновленного ФГОС СОО эта работа будет систематизирована, содержание обозначенных во ФГОС СОО учебных предметов будет проверяться в рамках оценочных процедур.
    Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы, курсы  по  выбору  обучающихся  в  соответствии  со  спецификой  профиля и возможностями общеобразовательной организации.
    Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму  преподавания  учебных  предметов  с  опорой  на  общекультурные

    и    общеобразовательные    традиции    получения    общего    образования,    усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.

    О методической поддержке педагогических работников и управленческих кадров

    Индивидуальную консультативную помощь по вопросам реализации обновленного ФГОС СОО педагогический работник и руководитель образовательной организации могут получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования»3.
    На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/.
    Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные организации   о   возможности   получить   консультативную   поддержку на федеральном уровне, но и подключить к этой работе региональные, муниципальные и школьные методические службы и объединения, а также лидеров методических сообществ субъекта Российской Федерации.
    Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы являются методической  базой  как  для  самоподготовки  учителя  в  соответствии с обновленным ФГОС СОО, так и для научно-методического обеспечения деятельности методических объединений и служб институционального (школьного), муниципального и регионального уровней.

    Об управленческих механизмах введения обновленного ФГОС СОО

    Министерством просвещения Российской Федерации разработаны:
    план-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленного ФГОС СОО;
    примерный план-график мероприятий введения обновленного ФГОС СОО в субъекте Российской Федерации.
    Разработка и реализация основных образовательных программ среднего общего образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО должна опираться на комплекс организационно-управленческих мероприятий и организационно- методическую поддержку каждого педагога.
    К числу организационно-управленческих мероприятий относятся:
    разработка нормативно-правовых документов и локальных актов различного уровня;
    планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий реализации обновленного ФГОС СОО (материально-технических, финансовых, информационных и других);
    организация работы методических служб на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, региональных учебно- методических объединений и ассоциаций учителей-предметников.
    Организационно-методическая поддержка каждого учителя в период перехода на обновленный ФГОС СОО должна включать:
    проведение анализа уроков, организованных в соответствии с требованиями обновленного ФГОС СОО;
    организацию взаимопосещения занятий учителями как в рамках одного методического направления, так и между методическими группами;
    выработка методических рекомендаций на уровне образовательной организации по совершенствованию используемых методов и приемов достижения образовательных результатов;
    рассмотрение на педагогических советах промежуточных результатов реализации обновленного ФГОС СОО;
    формирование системы наставничества для профессионального роста молодых специалистов;
    контроль качества организации учителем учебно-воспитательного процесса.
    Учитывая разделение полномочий между различными уровнями управления системой образования в субъекте Российской Федерации целесообразно:
    актуализировать   организационно-управленческую   модель,   созданную в рамках введения обновленных ФГОС НОО и ООО, в части введения обновленного ФГОС СОО;
    разработать и утвердить (обновить, внести изменения) план-график мероприятий по введению обновленного ФГОС СОО на региональном и муниципальном уровнях;
    организовать обучение и подготовку управленческих и педагогических команд; продолжить работу методических служб на региональном, муниципальном
    уровнях и уровне образовательной организации, региональных учебно- методических объединений и ассоциаций учителей-предметников;
    организовать    обновление    учебно-методической    документации в образовательных организациях;
    осуществлять  систематический  мониторинг  введения  обновленного ФГОС СОО;
    обеспечить информирование общественности о ходе и значимости введения обновленного ФГОС СОО в Российской Федерации.
    Федеральным оператором, координирующим деятельность по введению обновленного ФГОС СОО, определен ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
    Организационно-методическое сопровождение введения и реализации обновленного ФГОС СОО будет продолжено, в том числе в части утверждения федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования.


    Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

    Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования.Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей). 

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

    Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)–(далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – организация). Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

    Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. Учащиеся, зачисленные до 1 сентября 2016 года обучаются по адаптированным образовательным программам до завершения обучения.

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie